Библиографическое описание:
Есис, Е. Л. Анализ информированности студентов-медиков о взаимосвязи расстройств сна и когнитивных нарушений / Е. Л. Есис, П. С. Бабаева // Современные проблемы гигиены, радиационной и экологической медицины : сборник научных статей / Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Учреждение образования "Гродненский государственный медицинский университет" ; редкол.: И. А. Наумов (гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГМУ, 2024. – Т. XIV. – С. 119-129.
Аннотации:
Реферат. Расстройство сна характеризуется некачественным или недостаточным сном либо предполагает сочетание этих явлений в течение длительного периода времени. Наиболее частой среди нарушений сна является инсомния, представляющая собой клинический синдром, характеризующийся наличием повторяющихся нарушений инициации, продолжительности, консолидации или качества сна, которые развиваются, несмотря на достаточное количество времени и условий для сна, и проявляются различными нарушениями дневной деятельности. Последствия плохого ночного сна при инсомнии могут выражаться в виде усталости, нарушения внимания, запоминания информации, социальной дисфункции, расстройства настроения, раздражительности, дневной сонливости, снижения мотивации и инициативности, склонности к ошибкам на работе, мышечного напряжения, головной боли, соматическими дисфункциями, обеспокоенности состоянием своего сна. Цель исследования: проанализировать уровень информированности студентов-медиков о взаимосвязи расстройств сна и когнитивных нарушений Материал и методы исследования. Исследование проводилось с помощью специально разработанной анонимной анкеты. В опросе принимали участие 135 студентов учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» в возрасте от 18 до 22 лет. Полученные данные обработаны с использованием платформы Google Forms. Результаты исследования. В результате анкетирования было выявлено, что 91,1% респондентов знают о влиянии расстройства сна на когнитивные функции головного мозга, в то время как 8,89% слышали об этом, но не интересовались данной проблемой. Более того, 83,7% студентов указали, что часто страдают бессонницей, 11,6% – редко испытывают эту проблему, а 4,44% –практически никогда не сталкиваются с инсомнией. Более того, 83,7% студентов указали, что часто страдают бессонницей, 11,6% – редко испытывают эту проблему, а 4,44% –практически никогда не сталкиваются с инсомнией. Интересно отметить, что 83,7% респондентов связывают инсомнию с учебой, в то время как 16,3% опрошенных нарушения сна беспокоят в связи со сменой обстановки или переездом. Следует отметить, что 64,4% студентов отмечают снижение работоспособности после длительной бессонницы, в то время как 35,6% – не замечали таких нарушений у себя. Важным показателем оценки качества сна является количество ночных пробуждений: у 60,74% студентов отсутствуют ночные пробуждения, 20,7% – нечасто страдают этой проблемой, 18,5% – очень часто. При оценке качества сна студентами получены следующие результаты: своё качества сна на «отлично» оценили только 14,1% респондентов, 72,6% – дали оценку «хорошо», а 13,3% – оценили качество своего сна на оценку «плохо». Наконец, на вопрос о симптомах последствий инсомнии студенты отмечали проблемы с концентрацией (77,0%) и логическим мышлением (8,9%), трудности в обучении (10,4%) и отсутствие любопытства (3,7%). Выводы. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что студенты информированы о взаимосвязи расстройств сна и когнитивных нарушений, однако не уделяют должного внимания данной проблеме.