Библиографическое описание:
Наумов, И. А. Проектирование и реализация электронного учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности человека (Охрана труда)» / И. А. Наумов, С. П. Сивакова, Е. С. Лисок // Современные проблемы гигиены, радиационной и экологической медицины : сборник научных статей / Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Учреждение образования "Гродненский государственный медицинский университет" ; редкол.: И. А. Наумов (гл. ред.) [и др.]. – Гродно, 2023. – Т. XIII. – С. 220-251.
Аннотации:
Реферат.
Действующая в настоящее время система управления охраной труда, в том числе и в здравоохранении, построена на принципах реагирования на несчастные случаи, а не на принципах их профилактики; в организациях здравоохранения фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям среди персонала, а не причины их возникновения; основное внимание уделяется не предупреждению случаев нарушения здоровья медицинских работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев или профессиональных заболеваний.
Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников организаций здравоохранения позволяет утверждать, что в основе сложившейся ситуации лежит недостаточный уровень знаний врачей-специалистов по вопросам охраны труда.
Одним из вариантов успешного решения этой задачи является совершенствование системы изучения принципов и методов обеспечения производственной безопасности еще в процессе обучения будущих врачей при изучении учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека (Охрана труда)», основанное на современных подходах к построению образовательного процесса.
Цель исследования: научно обосновать проектирование и реализацию электронного учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности человека (Охрана труда)» для повышения качества обучения в профилактической медицине. Материал и методы исследования. В основу научной методологии по созданию электронного учебно-методического комплекса положены результаты проведенных исследований по оценке условий труда врачебного персонала. Кроме того, проведен анализ литературы, посвященной изучению методологических особенностей студентов как объекта медико-социологических исследований, организации их самостоятельной работы и формирования познавательной активности через мотивационную сферу, а также принципов организации учебного процесса на базе. Цель исследования: научно обосновать проектирование и реализацию электронного учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности человека (Охрана труда)» для повышения качества обучения в профилактической медицине. Материал и методы исследования. В основу научной методологии по созданию электронного учебно-методического комплекса положены результаты проведенных исследований по оценке условий труда врачебного персонала. Кроме того, проведен анализ литературы, посвященной изучению методологических особенностей студентов как объекта медико-социологических исследований, организации их самостоятельной работы и формирования познавательной активности через мотивационную сферу, а также принципов организации учебного процесса на базе. Функционирование рассматриваемого электронного учебно-методического комплекса основывается полипарадигмальном подходе, определяемого как комплексное соотнесение системно-деятельностного, модульного, дифференцированного, когнитивно-визуального и компетентностного принципов, а в его структуре можно выделить организационно-методический, информационно-обучающий и коммуникативный модули при применении специальных средств, а также активных и интерактивных методов обучения. Выводы. Содержание спроектированного и внедренного электронного учебно-методического комплекса отражает основные требования нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс в медицинском университете, а его содержание направлено на расширение как кругозора студентов о средствах сохранения здоровья в процессе производственной деятельности, так и на овладение ими специальными знаниями и компетенциями, навыками и умениями в области охраны труда для решения практических задач профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Ключевые слова:
охрана труда, здравоохранение, обучение, электронный учебно-методический комплекс