Библиографическое описание:
Сравнительный анализ адаптационного потенциала студентов, обучающихся в медицинском и спортивном вузах, проживающих в разных климато-географических регионах / Н. В. Пац, О. А. Макунина, И. Ф. Харина, Е. В. Быков // Современные проблемы гигиены, радиационной и экологической медицины : сборник научных статей / Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Учреждение образования "Гродненский государственный медицинский университет" ; редкол.: И. А. Наумов (гл. ред.) [и др.]. – Гродно, 2023. – Т. XIII. – С.163-179.
Аннотации:
Реферат. Изучение способности организма обеспечить его уравновешивание со средой и возможность мобилизации функциональных резервов при определенной степени напряжения регуляторных механизмов имеет важное значение для оценки уровня здоровья студенческой молодежи. Цель исследования: изучить личностный адаптационный потенциал студентов, обучающихся в высших учебных заведениях (ВУЗах) медицинского и физкультурного профилей, проживающих в разных климато-географических регионах (умеренно-континентальном – Беларуси и континентальном –России). Материал и методы исследования. Объект исследования – студенты 2-3 курсов Гродненского государственного медицинского университета (Беларусь) и студенты-спортсмены Уральского государственного университета физической культуры (Россия) в возрасте 19-20 лет. Рассчитан личностный адаптационный потенциал по формуле Р. М. Баевского. Статистическая обработка полученных данных проведена с использованием пакета прикладных программ Microsoft Office (2010), Статистика 10.0. Результаты исследования. Выявлены различия личностного адаптационного потенциала студентов разных профилей обучения (физкультурного и медицинского), проживающих в разных климато-географических регионах, с преобладанием большего количества студентов медицинского вуза с функциональным напряжением и повышенной активацией механизмов адаптации, при том, что у студентов-спортсменов, проживающих в условиях континентального климата, доминировали высокие функциональные возможности организма с удовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды. Наименьшие средние значения по параметру адаптационного потенциала установлены у девушек, обучающихся в вузе физической культуры – 2,01±0,04 усл. ед. Напряжение механизма адаптации выявлено во всех группах: у 35,29% девушек и 46,9% юношей спортсменов, а также у 72,73% юношей и 44,64% девушек, обучающихся в медицинском университете. Имеются различия среди студентов-медиков разных факультетов: лучшие показатели адаптационного потенциала зарегистрированы у студентов лечебного факультета, более низкие – у будущих педиатров, так как именно среди них зарегистрован более высокий процент лиц с повышенной активацией механизмов адаптации и функциональным напряжением. Выводы. В группе студентов медицинского университета, проживающих в условиях умеренно-континентального климата, преобладают лица с напряжением адаптационного потенциала по сравнению с студентами спортивного вуза, проживающими в условиях континентального климата. Оценка адаптационного потенциала как критерия здоровья студентов является актуальной и имеет практическую значимость при реализации здоровьесберегающих программ вузов с целью своевременного выявления студентов группы риска.
Ключевые слова:
студенты-медики, студенты-спортсмены, личностный адаптационный потенциал, климато-географические регионы