Аннотации:
В сравнительном, аспекте анализируется динамика уровня продажи различных видов алкогольных напитков на душу населения и динамика уровня смертности от внешних причин в Беларуси в 1970-2006 гг. Результаты анализа временных серий с использованием метода авторегрессии проинтегрированного скользящего среднего (АРПСС) свидетельствуют о том, что уровень насильственной смертности более тесно связан с уровнем продажи водки на душу населения, нежели с общим уровнем продажи алкоголя. Согласно полученным коэффициентам регрессии, увеличение уровня продажи водки на 1 л сопровождается ростом уровня смертности от внешних причин на 6,5%, уровня смертности в результате травм и несчастных случаев на 10,7%, уровня убийств на 6,8%, уровня самоубийств на 4,7%, уровня ДТП на 2,5%. Снижение уровня продажи алкоголя, в особенности продажи крепких алкогольных напитков, является эффективной стратегией профилактики насильственной смертности.
Ключевые слова:
уровень продажи алкоголя, потребление алкоголя, смертность, насильственная смертность.