Библиографическое описание:
Березуцкий, В. И. Митральный стеноз в жизни и музыке Густава Малера, или вклад композитора в развитие ревматологии / В. И. Березуцкий, М. С. Березуцкая // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2019. – Т. 17, № 1. – С. 106-116.
Аннотации:
Статья посвящена верификации гипотезы композитора Л. Бернстайна и врача Ч. Амента о музификации композитором Густавом Малером в 9-й симфонии аускультативной картины своего порока сердца. При патографическом анализе было установлено, что Густав Малер имел митральный стеноз ревматического
происхождения и был хорошо знаком с его звуковыми проявлениями в виде трехчленного «ритма перепела».
Симфония № 9 единодушно признана музыковедами, биографами и психоаналитиками Густава Малера прощальной, поэтому использование звуковых проявлений заболевания, ассоциирующегося в сознании композитора с близкой смертью, представляется вполне логичным творческим приемом. Музыковедческий анализ выявил музыкальный эквивалент «ритма перепела» в нескольких фрагментах первой части 9-й симфонии
Густава Малера. Сравнительный анализ выявленных фрагментов с двумя, полученными разными методами, музыкальными нотациями «ритма перепела» показал отсутствие принципиальных различий. Музыкальная нотация Густава Малера действительно отражает классическую аускультативную картину митрального стеноза.