Библиографическое описание:
Кевляк-Домбровская, Л. Э. Трансформация подходов к оцениванию учебных достижений студентов в высшей школе (2005-2015 гг.) / Л. Э. Кевляк-Домбровская // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. – 2016. – № 3. – С. 119-128.
Аннотации:
В статье представлены результаты неколичественного контент-анализа печатных работ, тематикой которых является процесс оценивания учебных достижений студентов, опубликованных в журнале «Высшее образование в России» за период с 2005 по 2015 гг. Издание является авторитетным печатным органом, на страницах которого обсуждаются вопросы теории и практики модернизации российского и зарубежного высшего образования. Во введении представлено обоснование выбора периодического издания, статьи которого подвергнуты анализу; количественное распределение статей по соответствующим рубрикам, указан объект и выборка исследования. Целью исследования является изучение и анализ трансформации подходов и представлений об оценивании учебных достижений студентов в высшей школе на протяжении 10 лет. Основная часть содержит структурно-содержательный анализ четырех блоков статей по заявленной тематике: технология оценивания; организационно-методические аспекты оценивания; философия контроля и оценки; оценивание в процессе реализации компетентностного подхода. Публикации в рамках каждого из выделенных автором блоков в хронологическом порядке подвергнуты анализу с указанием последовательных, логически сменяемых друг друга этапов, а также трансформации описываемого в данном периоде явления. В заключении сделаны выводы об изменении теоретических и практических подходов к технологии оценивания, усовершенствовании организационно-методических аспектов оценивания. Обозначены философские аспекты оценки учебных достижений: субъектность обучаемого, вовлеченность-отчужденность студента в учебный процесс, а также дифференциальный анализ понятий «знание» и «мнение». Отдельное внимание уделено особенностям процесса оценивания в условиях реализации компетентностного подхода. Проведенный неколичественный анализ может быть полезен ученым и преподавателям высшей школы в целях совершенствования оценочной компетенции преподавателя высшей школы.
Ключевые слова:
высшая школа, оценивание, учебные достижения, философия оценки.